Образы фантастических зверей из славянской мифологии часто используются в русском народном творчестве.
К мифологическим животным предки древних славян относились как к богам, поклонялись и считали своими покровителями. Образы таких зверей можно увидеть в украшении изб, предметов быта и труда, одежды.
Особое место в народном творчестве занимает изображение льва и единорога – это стражи Мирового древа и образы времени (золотой лев – символ Солнца, серебристо-белый единорог – символ Луны). Изображение противоборства льва и единорога – это борьба дня и ночи, света и тьмы, лета и зимы, верхнего и нижнего миров.
Крылатый пёс, оплетённый побегами растений – Симаргл, был божеством плодородия (охранял семена, ростки и корни, служил посланцем богов).
Мифическое крылатое существо, с телом льва, головой орла – Грифон, охранял сокровища, сражался со змеями и василисками (чудовищами с головой петуха, туловищем и глазами жабы, хвостом змеи).
Ящер-крокодил был хозяином подводно-подземного мира (обитал в глубинах рек и морей) – это один из образов бога Велеса.
Кот Баюн, согласно славянской мифологии, сидел на столбе на краю света и навевал на мир дремоту своими песнями и сказками.
Среди фантастических птиц выделяются:
Фантастические, мифологические образы русалок-берегинь, гривастых львов, сказочных птиц нашли свое отражение в многогранном русском народном творчестве. Мир представлялся человеку таинственным и загадочным.