Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Графика. Основы компьютерной графики. Практические уроки КОМПАС-3D и CorelDRAW

03 Авг 2019

Познакомимся с основами искусства графики,  а также, основами компьютерной графики  - освоим  программу КОМПАС-3D (самоучитель) и выполним десять практических уроков; освоим программу  CorelDRAW для начинающих и выполним шесть уроков по векторной графике.

Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός – письменный, от др.-греч.γράφω - записывать, писать) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. 

Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.

Понятие “графика”, по способу создания изображения, включает в себя два больших объема: “печатная или тиражная графика” и “уникальная графика”. Уникальная графика – произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т.п.). Печатная графика – произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов. 

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

  • станковая графика (станковый рисунок, эстамп)
  • книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т.п.)
  • журнальная и газетная графика
  • прикладная графика (плакат и пр.) 
  • художественная графика
  • компьютерная графика
  • промышленная графика

и некоторые другие виды графики.

Чертеж. Технический рисунок

Учебный предмет, раскрывающий методы и способы построения чертежа, а также правила его оформления - черчение.

Чертеж – это документ. содержащий изображение изделия (или архитектурного сооружения), а также другие данные (размеры, масштаб, технические требования), необходимые для его изготовления (строительства) и контроля. Изучение черчения способствует развитию образного и логического мышления, сообразительности, внимания, усидчивости и аккуратности, так необходимых людям различных профессий. 

В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков. 

Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж.

В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения – технические рисунки.

В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но эти изображения проекционно не связывались между собой, поэтому ими было трудно пользоваться. В конце XVII в. в России вводятся масштабные изображения. На чертежах начинают указывать масштабы и размеры.

Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный рисунок уступает место другому виду графического изображения – чертежу. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций. По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, называемые профилями (профиль спереди, сверху), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах.

Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием “кружала” - циркуля, “наугольника” – угольника и разных угломерных “снастей”, что занимало много времени. В начале XX столетия была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей, созданы компьютерные программы для выполнения чертежей, которые ускорили и упростили разработку проектно-конструкторской документации.

Графический язык часто называют международным техническим языком общения, мы легко можем читать чертежи, выполненные в разных странах мира. 

 

 

Компьютерная графика

Компьютерная графика (машинная графика) – область деятельности в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира с целью дальнейшей ее обработки и хранения.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.

Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт. Информация, содержащаяся в изображении, представляется в наиболее концентрированной форме, и становится более доступна для анализа: для ее восприятия достаточно иметь относительно небольшой объем специальных знаний.

 

Самоучитель КОМПАС 3D (часть 1)

КОМПАС-3D - это простейшая система трехмерного моделирования для домашнего использования и учебных целей, позволяет создавать трехмерные модели деталей и чертежи.КОМПАС-3D предназначен для начального освоения САПР. Он поможет тем, кому необходимо научиться чертить и моделировать, в особенности: освоить трехмерное моделирование; выполнять задания по черчению и компьютерной графике. Развивает пространственное мышление.

 

 

CorelDRAW

 

 

Художественная графика

 

Изобразительные средства художественной графики

Художественная графика – это прежде всего рисунки, в том числе эскизы, наброски, зарисовки. а также изображения, выполненные акварелью, гуашью, монотипии, коллажи, аппликации и другие графические произведения. созданные как единственный, неповторимый образец. Художественная графика может быть как черно-белой, так и цветной.

Графика – вид изобразительного искусства, в котором произведения создаются специальными художественными материалами и инструментами. Самые растпространенные – простой или цветные карандаши. фломастеры, шариковые и гелевые ручки, сангина, уголь, тушь и перо. В современном искусстве к графике стали относить работы, выполненные на бумаге водяными красками (акварель, гуашь, акриловые и др.). Рисунок является первоосновой графического искусства. Это самый непосредственный и гибкий способ изобразительной техники. дающий наибольшее разнообразие зрительных впечатлений.

Точка, линия, пятно. штрих и их сочетания  – средства выразительности графики, позволяющие художнику создавать разные пластические образы, выражать динамику, статику, ритм. В результате сочетания линий, пятен, использования штриховки в несколько слоев художник получает огромное разнообразие контрастных и нюансных соотношений, передает тень и блик, рефлекс и тональные отношения, создает иллюзию пространства, объема, воздушной перспективы.

По технике создания изображения, графика включает в себя два больших направления - “уникальная графика” и “печатная или тиражная графика”. Уникальная графика – произведения. созданные в единственном экземпляре (например, рисунок пером и др.); печатная графика – произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов.

Рассмотрим выразительные средства художественной графики и их использование. Главной основой для графических работ является бумага.

Линейный рисунок предполагает использование линии как основного или единственного средства изображения.

Штриховой рисунок  позволяет в большей степени выразить объем, тон, фактуру поверхности, пространство.

Точка – самый мелкий элемент из всех изобразительных средств. Выполнение рисунка точкой или пунктиром наиболее трудоемкий процесс, но позволяет передать в большей степени объемность. Используя точки разного размера, можно добиться иллюзии цилиндрических и сферических поверхностей, легкой дымки и складок ткани.

Пятно – часто используется как самостоятельное средство изображения, без дополнительных средств. Силуэтный рисунок наиболее условный из всех других. Пятно двухмерно, оно не имеет ни объема, ни пространства и не стремится к ним, выразительность силуэта достигается поиском интересного ракурса и точностью рисунка.

Линию и пятно часто применяют вместе. Линия и штрих также хорошо дополняют друг друга в графических работах. Пятно и штрих интересно  меняют структуру рисунка. Точка, линия и пятно  часто сочетаются вместе, подчеркивая ажурность линий, тяжеловесность пятна и особую легкость точки. Линия, штрих и пятно дают особое звучание художественному образу. Сочетание линии, штриха, пятна и точки наиболее часто всречаются в художественных произведениях графики. Художник выбирает графические средства в зависимости от поставленных целей и задач, размера произведения, степени условности, степени детализации изображения, добиваясь основного качества рисунка –выразительности художественного образа.

В графике выразительным средством может являться и цвет. Но в отличие от живописи здесь он играет вспомогательную роль ( в современной графике цвет может являться важнейшим средством выразительности также  как и в живописи). В графических изображениях обычно используют один или два цвета, очень часто на тонированной бумаге. При работе сангиной используются черный и белый, основной красно-коричневый. При работе пастелью возможно использование всей цветовой палитры, как и в живописи. 

Графические изображения вызывают у нас такие же разнообразные эмоции, как произведения живописи и скульптуры. К произведениям изобразительной (станковой) графики относятся все жанровые композиции (пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер, бытовые сцены и т.п.), художественные произведения среднего или малого размера, выполненные графическими средствами. 

Известно несколько видов  печатной графической техники – гравюры: линогравюра, офорт, литография. ксилография. Названия этих техник связаны с различными способами выполнения рисунка на основе  – специальной “доске”, на которую определенными инструментами наносится изображение (“доска” может быть выполнена из любого материала - древесина, камень, металл,линолеум). 

Монотипия (от греч. “монос” – “один”,“типос” – “отпечаток”) – графическая техника печати,  позволяющая получить только один отпечаток, который невозможно повторить.

Гравюра – графическая техника, позволяющая получать оттиски с рисунка, выполненного с помощью специальных инструментов на гладкой поверхности (дерево, металл, линолеум, др. материал). 

Линогравюра – графическая техника, позволяющая получать оттиски с рисунка, выполненного на линолеуме с помощью резцов разной формы.

Литография – графическая техника, позволяющая получать оттиски с рисунка, выполненного на специально обработанном литографском камне.

Офорт –  графическая техника, позволяющая получать оттиски с рисунка, выполненного гравировальной иглой на металлической пластине с использованием технологии травления кислотой. Широкое распространение техника получила в XVII в. Великий художник Рембрандт оставил миру не только великолепные полотна, но и большое количество офортов.

Ксилография (гре. xylon –дерево, grapho – пишу, черчу, рисую) - графическая техника, позволяющая получать оттиск с рисунка, вырезанного по дереве. Первые гравюры на дереве появились в Древнем Китае в I в.н.э. вместе с изобретением бумаги.

Графическое искусство многопланово, условно выделяют три больших раздела графики:

  • полиграфическая продукция
  • изобразительная графика
  • проектная графика.

Очень ярко представлены возможности уникальной графики в работах великого художника Винсента Ван Гога. Он создал большое количество детально проработанных произведений графики, а также небольшие рисунки и наброски;  применял в изображении различные художественные материалы: графитовый карандаш, уголь, тушь, мел, сепию, гуашь, белила, акварель, чернила. 


Использованные источники:

  1. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2006
  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: учебник для 5-6 классов общеобразовательных организаций.- 2 -е издание – М.:ООО “Русское слово” – учебник, 2016

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 03 Авг 2019 в 12:36
Категория: Консультация
Просмотрено 2275 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 230
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21