Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Изобразительное искусство Киевской Руси

29 Апр 2024

Изобразительное искусство Киевской Руси (Древнерусское государство 862–1240) уникально и многогранно: монументальная живопись – мозаики и фрески, станковая живопись – иконы, книжная миниатюра и декоративное искусство.

Искусство Древнерусского государства проникнуто религиозной идеей. Главным заказчиком произведений искусства выступает Церковь. 

Первое место в ряду изобразительных искусств Киевской Руси принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске.

Мозаика – изображение выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток и т.п., крепящихся на слое цемента или мастики (авторами изобретения мозаичной смальты считают византийцев).

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Русские мастера в системе росписи храмов использовали византийские традиции, но и народное искусство повлияло на становление древнерусской живописи. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения, служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Большинство простого народа было неграмотно и постулаты веры могло воспринимать лишь через зрительные образы и проповеди.  Представить систему росписи средневекового храма позволяют мозаики и фрески Софии Киевской – древнейшего памятника Древнерусского государства.

Рис. 1. Живопись Софийского Собора 

260 квадратных метров мозаики и около 3000 квадратных метров фресок восхищают совершенным мастерством исполнения. Мозаики покрывают центральный купол, подкупольное пространство, алтарь (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде. Оранта (лат.) – Молящаяся. Окружённая мерцанием золотых кубиков смальты, облачённая в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарём и производит неизгладимое впечатление на присутствующих. "Нерушимой стеной" назвали это изображение.

Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской – два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьёй и эпизоды придворной жизни.

 В XI веке были созданы уникальные произведения станковой живописи – иконы (от греч. "eikon" –   изображение, образ). Киево-Печерский патерик (греч. "Paterikon", от "piter" – отец), сборник жизнеописания монахов, сохранил имя знаменитого русского иконописца XI – начала XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров. Но большинство произведений этого периода не сохранились. 

Христианские богословы (Дионисий Ареопатит и др.), задолго до крещения Руси, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как "изображение тайных и сверхъестественных зрелищ"), выработали жёсткую систему их написания – иконографический канон. Древнейшие христианские иконы, согласно преданию, либо появились чудесным образом ("Спас Нерукотворный"), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображения первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их  облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала чёткого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний" (божественный) мир от мира "дольнего" (земного). Условность письма подчёркивала в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Фигуры писались плоскими и неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношений (вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Всё изображение на иконе пронизано этим светом, и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру. 

Иконописцы, чтобы следовать канону, пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками (толковыми или лицевыми):

  • толковые, содержащие словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т.д.),
  • лицевые, т.е. иллюстративные (прориси – графическое изображение сюжета).

Особым явлением древнерусской живописи является искусство книжной миниатюры.  Виньетки, миниатюры, богато украшенный переплёт –  эти традиции оформления рукописных книг русские книжные мастера восприняли от византийцев. Уникальным образцом книжной миниатюры является древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056–1057 гг., Государственная публичная библиотека). Произведение украшено изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава" (1073 г.) имеются портретные изображения великокняжеской семьи.

"Изборник Святослава" – рукописный сборник, включавший различного рода выписки из богословских сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два "Изборника Святослава".

Огромную роль в жизни Киевской Руси  играло прикладное, декоративное искусство, в котором просматривались живучие образы языческой мифологии. Круглая раннекиевская скульптура не получила развития в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

Изобразительное искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Для него, как и для всего средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освящённых вековой традицией и апробированных церковью). Порождение средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).

Использована литература:

  • Балакина Г. И. История отечественной культуры. Ч. I. Культура русского средневековья: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа. 1994. – 80 с.
  • Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. – М.: Дрофа, 2006. – 333 с.,: ил.

Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 29 Апр 2024 в 12:30
Категория: Консультация
Просмотрено 223 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 212
Публикации: 237
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21