Керамикой называют обожжённое глиняное изделие. Термин "керамика" произошёл от греческого "керамос", что в переводе означает "глина".
Искусство керамики возникло 15 – 12 тыс. лет назад, в эпоху мезолита. Керамика в течении многих тысячелетий являлась одним из самых распространенных строительных материалов, использовалась в быту, а так же в культовых целях. Широкое распространение искусства керамики можно объяснить лёгкой доступностью глины, простотой изготовления изделий, большим разнообразием и качеством получаемых предметов (строительный кирпич, декоративные элементы для отделки зданий, посуда, украшения, игрушки и т.д.). Древние сосуды обычно лепились от руки самыми примитивными способами: налепом или наращиванием отдельных жгутов глины. Изделия обжигались первоначально на кострах, но затем появились специальные печи для обжига.
Разнообразные орнаменты украшали керамические изделия, сформированные то из ритмически чередующихся завитков, то из концентрических кругов и волнистых линий, сетчатых рисунков. Многие орнаменты наделялись магическими значениями. Со временем первоначальный смысл знаков-символов, составляющих орнаменты, забывался и они превратились в красивые декоративные мотивы. В керамике использовались разные виды орнаментов: геометрические, растительные, фигуративные (с условным изображением фигур людей и животных).
Особый расцвет искусства керамики отмечен в Древней Греции. Прекрасны и разнообразны формы греческих ваз. В амфорах хранили воду, зерно и масло; килики использовались как чаши для вина; в гидриях носили воду; в кратерах охлаждали вино или смешивали вино и воду.
Рис.1. Древнегреческие вазы
Чёрнофигурный стиль вазописи получил распространение в период архаики (на красноватом фоне обожженной глины располагаются залитые чёрным лаком рисунки орнаментов или фигур). Краснофигурная вазопись (более реалистичная) получила распространение в начале V века до н.э., в период классики. Этот стиль отражает стремление к преодолению плоскостного изображения и условности. Мотивами росписи ваз являются мифологические сюжеты, сцены спортивных состязаний, битвы, жанровые и бытовые сценки. Фигуры сохраняют теплый цвет обожженной глины, фон покрывается чёрным лаком. Многочисленные росписи керамических ваз дают представление о несохранившейся до наших дней греческой живописи.
Рис. 2. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы
Многочисленные виды керамических изделий использовали на Руси: горшки, ендовы, кашники, гусятницы, миски, крынки и т.д. В зависимости от назначения они имели разнообразную форму.
Рис.3. Керамические изделия Руси
Рис.4. Керамические изделия Руси
Характерной чертой всех керамических изделий является единство формы и декора.
Задание 1: выполнить рисунок крынки.
Последовательность выполнения представлена на рисунках 5-6 (крынка – одно из самых распространенных керамических изделий на Руси).
Необходимые материалы и инструменты: лист бумаги формат А 4, чёрнографитный карандаш, ластик.
Рис.5. Последовательность выполнения рисунка крынки
Рис.6. Последовательность выполнения светотеневого этапа выполнения рисунка крынки
Искусство керамики пришло к нам из глубокой древности. Каждый предмет керамики открывает нам удивительные формы, декор и его утилитарную функцию, назначение в быту и жизнедеятельности человека.
Керамика объединяет четыре элемента мира: земля (глина) разводится водой и из неё лепится изделие, которое сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Возможно этой притягательной силой можно объяснить востребованность керамических изделий многие тысячелетия.