Художественная культура народов нашей страны гордится известными всему миру центрами русских художественных лаков, знаменитыми народными промыслами по лаковой миниатюрной живописи – Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино.
Лаковая миниатюра в России появилась в начале XVIII вместе с нововведениями Петра I. Основным видом в этот период была портретная миниатюра, которая продолжала традиции книжной миниатюры Древней Руси и росписи финифти (эмали). Замечательные миниатюрные портреты императора и членов его семьи были выполнены мастером миниатюры Григорием Семёновичем Мусикийским. Петр I дарил своим приближенным изображения, созданные этим художником, в знак милости. Наиболее известны миниатюрные портреты Петра I на фоне Петропавловской крепости и Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге. Это один из типов, горизонтально расположенной миниатюры, на фоне городского или сельского пейзажа, который утвердился в Петербурге в XVIII веке.
Народное искусство лаковой миниатюры на металле и папье-маше возникло на основе миниатюры и иконописного промысла. Уникальными, сохранившимися центрами лаковой живописи в России являются: Палех, Мстёра, Федоскино, Холуй. Традиционное живописное искусство каждого из этих центров имеет свои, присущие только ему индивидуальные и самобытные особенности.
Приемы письма, композиционные схемы и условное плоскостное пространство, стилизованное декоративное построение фигур и деталей знаменитых художественных центров лаковых миниатюр пришли из иконописной традиции, передаваемой из поколения в поколение. Манера изображения людей, коней, природы в лаковой миниатюре напоминает иконописные изображения.
Современные мастера развивают свое искусство, сохранив лучшие традиции лаковой миниатюры, её народную основу.
Подробную информацию о лаковой миниатюре можно узнать на портале КУЛЬТУРА.РФ