Красочные набивные платки из Павловского Посада Московской области известны во всем мире. Это не просто платки, это настоящие произведения искусства, которые отражают русскую культуру и традиции.
Из публикации узнаем о художественно-промышленном производстве павловопосадских платков и познакомимся с историей их возникновения.
Платок для женщины на Руси был обязательной частью гардероба. Предшественником платка считается убрус (белое льняное полотенце с вышивкой). Женщины покрывали убрусом, или платом свой головной убор кокошник, кику, сборник. Платки ткали на простых домашних станках. Украшали вышивками или узорными ткаными полосками.
В XVIII веке на Руси появляется шаль – большой узорный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом. Слово "шаль" от персидского слова "шал" – большой. Павловопосадские платки явились откликом на привозные восточные кашмирские шали и ткани.
Русские шали имели свои стилевые особенности. Колористическая гамма отличала русские шали от восточных и западных. Русские мастера предпочитали в узорах использовать насыщенные, но очень чистые и нежные тона красного, розового, бирюзового, фиолетового, зелёного, синего. жёлтого цветов. Такая цветовая гамма создавала праздничное настроение и отвечала вкусу русских людей. На смену турецким узорам приходят удивительные цветочные композиции замысловатых гирлянд из полевых цветов, тюльпанов и пышных роз, дополненных мелкими цветочками и ягодками.
Наиболее популярными были набивные платки. Промышленное производство набивных и узорных платков и шалей в России началось на рубеже XVIII и XIX веков. Одним из самых известных промыслов в Московской губернии была фабрика в Павловском Посаде. Красотой павловопосадский платок обязан художникам, которые создавали рисунки, умелым мастерам-резчикам, которые по рисункам изготавливали специальные набивные доски, и колористам-набойщикам, составляющим красочные цветовые тона. Платки отличались высоким качеством и необычной красотой орнамента.
Набивались платки вручную. Узор наносили резными деревянными досками (манерами), а чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по доске били тяжёлым молотком. Так и сформировался термин "набойка" или "набивка", "набивные ткани".
Этапы изготовления "набивки":
Доски с рисунками резались рельефно (для печати орнамента) или углубленно для печати фона или поля (как его называют в набойке). Каждый цвет печатался с отдельной доски, чем больше было расцветок в композиции, тем больше надо было изготовить печатных досок. Доска, которой набивался узор, была по величине меньше платка поэтому узор разбивался на несколько частей (от четырёх до двадцати четырёх). Первично набивался только контур узора, затем последовательно набивались все его цвета.
Павловопосадские платки отличает законченность композиционных решений узора, тонкий чёткий контур и тщательная проработка деталей. Мотивы узоров могут быть самые разные, как растительные так и геометрические, а также их сочетания. Формат платка – квадрат. На контрастном фоне яркие цветы собраны в гирлянды или букеты, или свободно разбросаны по полю платка. Рисунок платка подчинялся законам симметрии (если разделить платок на четыре части или сложить его в четыре слоя по длинной стороне, то рисунки каждой части платка будут одинаковыми).
Цветовой основа фона (поле) платков разнообразна: может быть чёрным или белым, красным, зелёным, синим или других цветовых оттенков.
Композиционная схема узоров имеет множество вариантов:
Узор становится объемным и рельефным благодаря использованию светотени, композиции становятся реалистичными. Художник, продумывая расположение узора на платке, учитывает бытовое назначение предмета. Чтобы узор мог располагаться на плечах (как бы обнимая их), должна быть большая узорная кайма, а середина должна оставаться свободной. Для того чтобы выделить голову, основной узор располагают в центе платка, а кайму делают узкой. Павловопосадский платок может быть украшен различными декоративными элементами, такими как бахрома или кисти.
Павловопосадские платки и шали являются подлинными произведениями народного искусства благодаря высокому качеству исполнения и яркой декоративности. Традиции этих узоров сохранились и в современных российских текстильных изделиях.