Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Орнаментальное искусство коренных народов Приамурья

30 Дек 2022

История искусства народов Приамурья насчитывает более пяти тысячелетий и является одной из замечательнейших страниц художественной культуры Дальнего Востока. 

Нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены – восемь малочисленных этносов коренных народов Приамурья, сохранивших  самобытные знания ремесел древних художников, обладающих особыми культурными ценностями и традициями.

Рис. 1. Коренные народы Приамурья

По типу хозяйства приамурские народы – охотники и рыболовы, по религиозным воззрениям – шаманисты. Этнокультура коренных малочисленных народов Приамурья – значительная часть всей уникальной художественной культуры Дальнего Востока.

Этнические особенности орнаментального искусства амурских мастеров

Все народы мира прошли через "орнаментальный" этап творчества, все создали собственный своеобразный орнамент. Орнаменты приамурских мастеров – это особая связь узора, мифа и ритуала.

Орнамент (лат. ornamentum – украшение, наряд) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначается для украшения различных предметов.

В основе орнаментального искусства народов Приамурья лежит сложная, хорошо разработанная, целостная религиозно-мифологическая система, определяющая содержание и символику орнаментальных мотивов. Глубокий семантический подтекст содержит представления древних жителей Амура об устройстве мира и выражает их отношение к нему. 

Рис. 2. Вышивка

Для народов Приамурья орнамент – не столько многообразное декоративное оформление, сколько в первую очередь – древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, универсальный кодированный язык, позволяющий общаться во времени и пространстве людям разных поколений и даже эпох, разных родоплеменных сообществ и этнических групп, разных половозрастных и социальных категорий.

Рис. 3. Вышивка, аппликация

Много тайн раскрывают древние орнаменты на одежде, посуде, интерьере жилища приамурских народов. Разгадывая их, можно понять, что язык символов предков коренных народов передавал свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер изображал своеобразные заклинания в виде орнамента.

Основой орнаментальных композиций приамурских народов является амурская спираль и спирально-ленточный орнамент, где по внешнему контуру спирали расположены различные завитки в виде небольших лент и других криволинейных графических начертаний. Спиральный орнамент на петроглифах и древней керамике является символом солнечного змея и властителя вод амура – нанайского дракона Мудура. Сикачи-Алянские петроглифы – особые изображения орнаментальных композиций на камне.

Рис. 4. Петроглифы Сикачи-Алян 

Петроглифы – выбитые или нанесенные краской изображения на каменной основе (могут иметь разную тематику – ритуальную, мемориальную, знаковую).

Спиральный мотив трактуется как идея изменения или движения, образ спирали часто представлен в виде знаков "бараньих рогов", "бегущей волны", лабиринта. Изображения антропоморфных личин (масок) представляют свободное сочетание разнотипных спиралей с другими криволинейными элементами.

Орнаментальный декор широко применялся приамурскими мастерами в украшении средств передвижения,  предметов домашнего обихода (посуда, мебель, инструменты, орудия промысла) и одежды (повседневная, праздничная, ритуальная).

Рис. 5. Вышивка (воротник, сумочка) 

Главными формально-композиционными средствами нанайского ленточно-спиралевидного орнамента являются симметрия и ритм. Орнаментальные композиции всех изделий нанайских художников строго симметричны, все подчинено плавной игре линий бесконечно развертывающейся спирали, которая и является формообразующим элементом.

В приамурском орнаменте находят применение три основных вида симметрии:

  • зеркальная,
  • переносная, 
  • поворотная.

Для нанайского орнамента характерен нюансный ритмический строй, который придает композициям статичность, уравновешенность, размеренность. Ритмический строй в орнаменте тесно связан с пластическим строем его элементов. Исходя из качеств непрерывности и криволинейной пластичности,  достигается характерное для амурского искусства пластическое движение форм, которое в итоге приводит к циклической завершенности, гармонической целостности композиций.

Рис. 6. Аппликация, вышивка

Колористические закономерности, сложившиеся в орнаментальном искусстве народов Приамурья, способствовали формированию в нем высокой культуры цвета. Эволюция колорита шла по пути усиления контрастности цветосочетаний, увеличения числа используемых в одном изделии цветов (красный, синий, жёлтый, коричневый и др.). Преобладают тона, создающие радостную цветовую гамму. В изделиях из природных материалов мастера всегда стремились максимально использовать натуральный цвет материала.

Классификация орнамента народов Приамурья (И. Лопатин)

  • зооморфные,
  • облаковидные,
  • растительные,
  • геометрические.

Основные мотивы орнаментальных композиций народов Приамурья:

  • изображение рыб, дракона,
  • изображение птиц,
  • изображение парных оленей,
  • родовое древо.

Мотив – это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое. 

Рис. 7. Аппликация (ковер)

Техника выполнения орнаментальных композиций амурскими мастерами различна: аппликация, вышивка, лоскутная мозаика, резьба по бересте.

Рис. 8. Резьба по бересте

Рис. 9.  Вышивка

Традиционное искусство вышивки народов Приамурья отличается богатством орнаментальных мотивов и тонким чувством ритма и колорита. Вышивка с цветными радужными переливами характерна для искусства всех малых народов Приамурья (нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев и др.).

С течением времени магическое значение орнаментальных мотивов забывается, но благодаря своей декоративности они продолжают жить. Отдельные элементы орнаментов сохраняются веками.

Рис. 10. Орнаментальные композиции коренных народов Приамурья (одежда, панно, ковры)

Наглядным примером тесной связи орнамента, мифа и ритуала служит свадебный халат нанайской невесты:

Рис.11. Нанайский женский свадебный халат (аппликация, вышивка)

В орнаментальном оформлении свадебного костюма каждый элемент несет определенный, канонизированный многовековой традицией, смысл.  По глубине семантики, совершенству декоративного убранства, сложности и масштабности образа свадебный костюм нанайцев – явление уникальное.

Величие и масштабность образа нанайской невесты основаны на константных символах первобытной художественной культуры – образах Дракона и Мирового Древа. Костюм невесты олицетворяет образ самого значительного и могущественного героя нанайской мифологии – Дракона, в котором аккумулируется жизнетворная энергия двух главных природных стихий: Воды (земли) и Огня (солнца). Такое перевоплощение свидетельствует о высоком социальном статусе нанайской женщины, который является отголоском матриархата долго сохранявшегося в укладе дальневосточных аборигенов.

Благодаря бережному отношению к этническим традициям, особенности древнего орнамента коренных народов Приамурья остаются неизменными, он несет прежние функции, связывающие человека с его родословной, корнями, народом. 

Приамурский орнамент служит источником творческого вдохновения художественных и технических идей для дизайнеров, модельеров, технологов, чье творчество расширяет рамки прикладных и декоративных возможностей древнего искусства.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 30 Дек 2022 в 19:22
Категория: Консультация
Просмотрено 1715 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21