Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Пленэр. Натурные зарисовки растений

06 Июн 2021

Натуралистичные графические зарисовки растений – это детальное конструктивное изучение растения,  понимание образа, характера и формы растения, глубокая прорисовка с применением законов линейной и воздушной перспективы, законов построения светотени.

Человек, наблюдая за природой, не только замечает ее красоту, гармонию и совершенство, но и способен передать свои ощущения в рисунках, подмечая ритмические особенности форм, пластику растений и фактуру поверхностей. Видеть и понимать красоту мира природы, бесконечное многообразие форм цветов и растений учат натурные зарисовки на пленэре.

Воскресная прогулка в парке или в лесу послужит прекрасным выбором для натурных зарисовок. Вот где неограниченные варианты для вашего воображения и изучения натуры! В процессе рисования листьев, ветвей и стеблей, цветов и плодов растений происходит изучение и передача самого характерного, свойственного именно этому растению строения, расположения листьев и лепестков, их пропорций и форм. Графические зарисовки строятся различными сочетаниями линии и пятна, линии и точек, могут быть: линейными, силуэтными, с подробной передачей деталей, тона и фактуры. Чтобы выбрать наиболее интересный ракурс изображения, можно использовать специальную рамку-видоискатель (можно изготовить самостоятельно из листа бумаги), форма рамки и размер могут быть разными, в зависимости от композиционной задачи. Первые свои рисунки начинайте  выполнять мягким графитным  карандашом, он позволяет проводить линии разной толщины и пластики.

Важным в работе является выбор наилучшей точки зрения и оценка всей формы, особенностей роста, направление и характер растения; работа ведется от общего к частному, от частного к общему. 

Определение формата будущей композиции – важный этап натурных зарисовок. Выбирать формат листа необходимо исходя из формы и пластики растения. Следующий этап – определение наиболее удачного соотношения размеров растения с масштабом выбранного  формата. Вся графическая работа подчиняется основным принципам композиции: цельности, симметрии, асимметрии, ритма и пластики; продумывается композиционный центр.

Природа удивляет разнообразием растений. Рисование растений лучше начинать с листьев деревьев и кустарников, имеющих разнообразные формы, простые и сложные, с цельной или расчлененной листовой пластинкой, с особым расположением жилок на листе и различным расположением на стебле. Листья являются наиболее простой формой в мире растений, они по своей структуре представляют близкую к плоскости поверхность, расчлененную тем или иным способом. Изображения выполнять карандашом с тональными переходами и лучше всего в натуральную величину. 

Главным техническим средством в ваших первых рисунках будет линия; разная по характеру начертания (прямая, кривая, волнистая, тонкая, толстая, сплошная, прерывистая), по тональности и цвету (черная, серая, светлая, цветная). Линия может быть плавной и спокойной, вертикальной и горизонтальной, пересекающейся и параллельной, легкой, тяжелой и певучей! Поэтому, используя разнообразие художественно-выразительных средств, можно предать изображению и психологические нюансы (грусть, веселость, динамику, статику и др.), ассоциативное зрительное восприятие. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, а горизонтальное – покой; диагональное – динамику, а кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Художественность рисунка, наброска, эскиза и просто зарисовок зависит от умелого использования линии и фактуры линий, зависящую от материала, бумаги, инструментов и приемов выполнения.

Передача светотени позволяет показать объем и расположение в пространстве, основные элементы светотеневого рисунка: свет, тень, полутень, блик и рефлекс. В зависимости от формы предметов и характера их поверхности свет на них отражается по-разному. Освещенные части предметов в рисунке называют светом, неосвещенные – тенью, переход от света к тени называется полутенью. Собственная тень бывает на тех поверхностях предметов, куда не попадают лучи от источника света; в собственных тенях различают более светлые места – рефлексы (образующиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов). Падающая тень получается на части освещенной поверхности предметов от выступа или от другого предмета, преграждающего путь световым лучам. На освещенной части предмета различают блики – участки поверхности предмета, от которых наибольшее количество отраженных лучей света попадает в глаз рисующего. Блик в рисунке играет большое значение в выявлении формы и объема предмета. 

Восприятие определенной освещенности предмета будет изменяться в зависимости от того, с какой стороны его наблюдать; один и тот же участок поверхности может восприниматься то темнее, то светлее, или даже блестящим. Необходимо помнить, что тональные отношения, наблюдаемые в натуре,  невозможно передать с абсолютной точностью. В реалистичном рисунке с натуры должны правильно соблюдаться пропорциональные натуре различия тонов отдельных частей изображения. Каждый рисунок имеет свой тональный масштаб (от самого светлого – бумага, до самого темного - карандаш), в пределах которого сравниваются, сопоставляются все промежуточные тона света, полутеней, теней собственных и падающих на рисунке пропорционально соответствующим отношениям тонов предмета натуры.

Если в ходе работы вы заметили, что рисунок затемнен и его необходимо осветлить, это можно сделать очень простым способом: кладем рисунок на твердую горизонтальную поверхность, на рисунок накрошить мякиш получерствого белого хлеба и осторожно покатать крошки по поверхности рисунка, отслеживая степень осветления. Крошки затем надо ссыпать и смести щеткой или кистью. Если необходимо, можно отдельные места рисунка усилить карандашом, блики и другие места, требующие высветления, проработать ластиком.

Изображение начинаем с определения общей формы (все листья вписываются в какую-либо геометрическую фигуру: треугольник, круг, многоугольник, ромб, эллипс и др.), лист березы – треугольник, клена – пятиугольник и т. д. Форму листа намечаем относительно центральной оси, все построение изображения ведем от общего к частному, от общей формы к проработке деталей – зубчиков края листа, жилок и рельефов.

К сложным по форме можно отнести лист клена и дуба.

Рисунок листа клена начинаем с композиционного расположения рисунка и прорисовки центральной оси. Затем прорисовываем пятиугольник, в который вписываем весь лист, соблюдая пропорции натуры. Средняя жилка листа – это центральная ось изображения. От оси под углом проводим своеобразным веером вправо и влево по две жилки (в соответствие с натурой). Следующим этапом идет определение и уточнение пропорций всех отдельных частей листа и характерных изгибов. Завершение работы - детальная проработка жилок, зубчиков и тоновое насыщение поверхности изображения, постоянное сравнение рисунка с натурой.

Простые и сложные цветы и соцветия имеют свои структурные отличия и разнообразную форму. Простые соцветия имеют главную ось, на которой располагаются цветки, а цветки сложных растений располагаются на осях второго и третьего порядка,  возможно и более высокого порядка.

Форма цветов сложная и очень разнообразная (колокольчатая, трубчатая, колесовидная, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и др.), поэтому рисование цветов более сложная задача.

Рисунок любого цветка начинаем с нанесения общего силуэта растения вместе со стеблем и листьями легкими линиями. Затем уточняем направление стебля, его изгиба, места крепления листьев и форму самого цветка или соцветия, постоянно сравнивая с натурой.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 06 Июн 2021 в 03:30
Категория: Консультация
Просмотрено 3292 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2024 год – Год семьи Победитель рейтинга образовательных сайтов 2023 года

Полезное

Наш канал в Telegram

Материалы

Новости: 211
Публикации: 234
Студия дизайна: 27
Изображения: 461
Доп. ресурсы: 21