Итогом изображения с натуры (зарисовки, наброски, этюды) на пленэрной практике является обобщенное рельефное и объемное изображение (скульптура). Пропорции, форма, движение – главные достоинства скульптурного изображения, обладающего особым воздействием.
Скульптура (лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – вид изобразительного искусства, отражающий объемно-пространственное изображение предметов. Скульптура бывает круглая (станковая, монументальная, монументально-декоративная, малых форм) и рельеф (горельеф, барельеф).
Скульптор должен хорошо понимать строение модели и хорошо изучить связь частей, видеть характерные особенности натуры, передавать пропорции и пластику. Пленэрные зарисовки, наброски и рабочие эскизы помогают выразить замысел.
Основа работы скульптора – его воображение. Общий вид скульптурной формы определяется в большой массе, без мелочей. Работа над скульптурой ведется от общего к частному, когда определены пропорции и намечено движение, можно переходить к деталям (от крупных к более мелким). Процесс лепки с натуры такой же, как и с гипсовых образцов.
На пленэре можно выполнять задания двух видов – это рельеф и круглая скульптура.
Рельеф (итал. rilievo – выступ, выпуклость, подьем) – это вид скульптуры, представляющий объемное, выпуклое изображение на плоскости. В рельефе возможно изобразить все то, что доступно в графике и живописи. Рельефное изображение – уплощенный объем, напоминает изображение на плоскости – рисунок со светотеневой моделировкой формы. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), он всегда расположен на какой-то основе, но он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы. Расстояние между основой и наиболее выступающими частями рельефного изображения – это высота рельефа (определяется в профильном положении). В зависимости от степени несовпадения с плоскостью основы рельефы бывают разных видов: горельеф и барельеф. Горельеф – это высокий, рассчитанный на обзор с дальнего расстояния рельеф. Барельеф – это низкий, рассматриваемый вблизи рельеф.
Зарисовки и наброски растений, птиц, животных дают замечательный материал для рельефных изображений (ветка с цветами или плодами, отдельный цветок, птицы и т.д.).
Рельеф лепится по зарисовкам и обязательно с натуры, размер 1/8 листа, время выполнения рельефа 4-6 часов.
Рекомендуемые материалы:
Этапы работы над рельефом:
Круглая скульптура. Произведения круглой скульптуры свободно располагаются в пространстве, предполагают круговой обзор, игру объема, пластики и пространства. Лепка круглой скульптуры возможна на основе набросков и зарисовок натуры в разных ракурсах и в разных позах (если это животные, птицы, человек), а так же на основе длительного рисунка и рисунков деталей. Выбранный вариант отрабатывается в эскизах. Выполнение анималистической скульптуры требует знания анатомии животного, понимания пластики формы и механики его движений.
Круглая скульптура вылепливается на небольшом постаменте, она должна хорошо смотреться со всех сторон, но важный силуэт в профильном положении, размер (по высоте) 10-15 см. Время работы над скульптурой 7-10 часов.
Рекомендуемые материалы:
Этапы работы над круглой скульптурой:
Скульптура – один из сложнейших видов изобразительного искусства и важно начинать постижение мастерства с небольших пленэрных рельефов и несложных круглых скульптур. Скульптура выполненная на пленэрной практике – это художественный образ, выраженный в определенном материале и выполненный в определенной технике с натуры.
Необходимый компонент пластического творчества для скульптора – объем и форма, так же, как чувство цвета у живописца и абсолютный слух у музыканта. Пленэрные зарисовки, наброски, эскизы и этюды – важная основа для скульптурной практики.
Пробуйте создавать скульптурные образы с натуры! Работа с пластическим материалом увлекает, учит видеть характерные особенности натуры, передавать пропорции и пластику движения, развивает навыки скульптурного восприятия предметов и объектов.