Изображение животных – одна из самых древних тем в искусстве. Художники во все времена стремились рисовать и лепить животных, писать красками, выскабливать отчетливые контуры или вырезать.
Петроглифы Сикачи-Аляна, Хабаровский край
Наскальные рисунки у села Шереметьево, Хабаровский край
Во все времена отношения человека и животных складывались в совместном сосуществовании. Художника, у которого главными персонажами являются животные и птицы, называют художником-анималистом (от лат. animal – животное), а жанр изобразительного искусства – анималистическим. Художники-анималисты стараются предать в изображении точность и художественно-образные характеристики натуры, включая декоративную выразительность.
Чтобы овладеть искусством изображения живой натуры, необходимо с интересом всматриваться в жизнь природы, научиться наблюдать, понимать, запоминать – учат нас великие мастера. Рисование живой натуры – это воспроизведение увиденного и понятого, а не срисовывание.
Рисунок Альбрехта Дюрера "Заяц" – одна из известных натурных штудий художника. Штудия (от немецкого studieren – изучать), это то же, что и этюд, – произведение, выполненное с целью изучения натуры, с тщательной проработкой оттенков светотени, цвета, нюансов, формы и деталей.
Альбрехт Дюрер. Заяц. 1502 г. Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила.
Свои первые рисунки живой натуры рекомендуется начинать с небольших ознакомительных набросков. Важно – взять форму в пространственном положении, а не плоскостно, комплексный объем живой формы (голова, туловище, ноги) изображать как бы направленным в глубину листа бумаги. Желательно намечать сразу несколько ракурсных положений. Необходимо много раз выполнять упражнения в быстрой фиксации натуры, чтобы научиться цельно видеть и охватывать общее. Движения нарисованных форм должны дополнять друг друга. Детали могут быть вынесены на отдельный лист и прорисованы более тщательно.
После быстрых ознакомительных набросков можно переходить к более подробным зарисовкам с проработкой светотенью и тоном. Зарисовки живой натуры компонуются по одному – два на листе и по размеру больше чем наброски.
Длительные рисунки выполняются на основе предварительного изучения. Живописные наброски и зарисовки живой натуры завершаются цветным декоративным решением.
Рекомендуется зарисовки живой натуры начинать с изучения птиц, как наиболее удобных объектов для зарисовок (каплеобразное тело, лаконичный силуэт, ограниченный диапазон движений). Особое внимание необходимо уделить характеру оперения птицы. Передать светотень и фактуру перьев хорошо позволит мягкий карандаш с широким грифелем.
Рисовать четвероногих животных (травоядных, копытных, хищников) сложнее чем птиц, так как внешние формы, анатомическое строение намного сложнее. Рисунок четвероногих животных строится так же как и рисунок птиц. Вначале – быстрый линейный набросок (знакомство с выбранной натурой), постепенное освоение характера, пропорций, общее строение животного. Затем зарисовки деталей и можно переходить к выполнению длительных рисунков.
Длительный рисунок – это результат накопленных знаний о животном, обобщенный образ. Работая мягкими графическими материалами и используя приемы растушевки можно добиваться неожиданных эффектов.
Живая натура привлекает внимание художника, открывает огромные возможности для наблюдения, изучения и изображения. Особые зарисовки и наброски можно выполнить, наблюдая за пресмыкающимися – древнейшими жителями земли (ящерицами, черепахами, лягушками, змеями и др.), передать причудливые формы и окраску, пластику движений.
Внимание художника привлекают и обитатели водоемов (рыбы, ракообразные, моллюски и др.), красочные экзотические аквариумные рыбки.
Зарисовки насекомых передают не только анатомическое обоснование форм, пропорции и движение, но ощущение особой красоты мира природы, ее гармонию и свое мироощущение.
Учитесь понимать язык природы! Выходите на пленэрную практику, наблюдайте за окружающим вас миром, создавайте свои необычные рисунки, передавая свое впечатление и настроение!