Полотенце – это предмет крестьянского быта, который играл в народной жизни важную роль, являлся неотъемлемым элементом народных обрядов, обычаев и традиций.
Полотенцем украшали красный угол избы, полотенце развешивали на ветвях священных деревьев, на полотенце принимали родившегося ребёнка, полотенце было неизменным участником свадебного обряда.
Полотенце – полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, украшенное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блёстками, позументом, тесьмой, бахромой.
Размеры полотенца были разные. Украшалось на концах, полотнище полотенца орнаментировалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал – всё это определялось местной традицией и назначением полотенца.
Изготавливали полотенца обычно в домашних условиях, очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Нарядный декор вышитых полотенец сочиняли мастерицы на основе местных традиций. На свадебных полотенцах вышивали парных коней и птиц-пав, как символы любви и пожелания добра и счастья молодым; птицы на вышивках – как символы тепла и солнца.
Вышивались узоры и орнаменты в основном нитями красного цвета, красный цвет в крестьянской вышивке был главным. Он был символом огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом и чистотой, с понятием о благе. Белый цвет полотна олицетворял женское начало.
Рис.1. Интерьер крестьянского дома
Для праздничного убранства избы использовались полотенца с особым декором. Развешивались полотенца на стены и зеркала, украшали иконы и красный угол. Полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого.
В основе особого использования полотенца лежали древние мифологические представления славян. В которых полотенце выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определённому семейно-родовому коллективу.