Рисунок – это своеобразный метод познания реальной действительности и отображения её в графических образах.
Главные выразительные средства рисунка – линия штрих, пятно. Материалы выполнения рисунка, цели и стили с течением времени менялись, но рисунок всегда оставался важной и существенной частью творческого процесса.
Первобытный человек и рисунок. Задолго до изобретения письменности первобытные люди передавали информацию, выражали свои мысли и эмоции с помощью рисунков. Человек твердо и уверенно чёткими линиями выводил на поверхности стены пещеры, на бивнях и костях мамонтов различные образы животных, предметов быта и людей. Наносились контуры и силуэты, использовались штриховка и тон. О чём свидетельствуют сохранившиеся рисунки: стада антилоп; образы северного оленя; слонихи, защищающей своего детёныша от нападения леопарда; льва, пожирающего кабана, и многие другие сцены из жизни первобытного человека. Расположение линий в рисунках выведены сознательно и обдуманно, что подчеркивает мастерство древних художников.
Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узоров, в изображении животных, птиц и людей. Живое подражание формам природы способствовало точному воспроизведению натуры. На основе первых рисунков первобытного человека, имевших магический, ритуальный характер и являющихся своеобразной формой передачи человеческой мысли, впоследствии возникло пиктографическое (рисунчатое) письмо. Затем, от упрощенных изображений форм предметов люди перешли к условным знакам, которые затем превратились в слова письменной речи и отдельные буквы. Рисовал первобытный человек углём и заострённым камнем, использовал минеральные красящие вещества. Как предполагают исследователи, возможно он наносил предварительно рисунок углём, закреплял (процарапывал) его камнем, затем раскрашивал охристыми красками.
Ремесленник и рисунок. Земледельческий и ремесленно-производственный труд человека изменили отношение к искусству рисунка. Умение рисовать формирует своеобразные профессиональные навыки. Ремесленники применяют рисунки для украшения предметов своего ремесла (главным образом гончарного), используя известные в то время методы и приёмы нанесения изображения на плоскость. Эти декоративные композиции были условны и схематичны, мало похожими на предметы реального мира.
Профессиональный художник и рисунок. В эпоху Средневековья рисунок имел второстепенное значение и выполнял служебные функции, являлся подготовительным этапом в создании живописных композиций. В XIII – XVI веках, в эпоху Возрождения, происходит формирование специфики языка искусства рисунка и становление графического искусства. Для достижения объемности художественного образа применяют светотень и штриховку.
В России только в середине XVIII века, после открытия Академии художеств, рисунок становится одним из важнейших навыков профессионального художника. В начале XIX века рисунок приобретает самостоятельное значение как вид искусства. Владение техникой рисунка становится обязательной и неотъемлемой частью работы художника.
Для выполнения наскального рисунка древний художник использовал уголь, придававший тон силуэтному рисунку, и заостренный камень. В Средние века пользовались свинцовым грифелем, который давал лёгкие стирающиеся линии. На смену свинцовому грифелю приходит серебряный грифель, создающий тонкие, почти не имеющие тона штрихи. Свинцовый и серебряный грифель представляли собой стержень из свинца или серебра, оставляющий на бумаге тонкие серебристо-серые линии. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (чёрный мел), на смену которому в XVI веке приходит графитный карандаш. Более прочные рисунки выполняются пером и чернилами. Гусиным пером создавались большие контрасты в штриховке рисунка, оно выдерживало сильные нажимы, меняя толщину линий. Затем появляются металлические и стальные перья для работы с чернилами.
Открытие графита как прекрасного инструмента для рисования произошло в 1564 году в Англии после того, как были найдены залежи графита.
Рис.1. Открытие графита как инструмента для рисования
Первоначально графитовые стержни оборачивались верёвкой или кожей, позже их начали вставлять в деревянные палочки с отверстием в центре. Изобретенный во Франции современный "свинцовый карандаш", состоит из смеси измельчённого графита и глины, спрессованных в полой деревянной палочке.
Художественные традиции прошлого бережно хранятся в истории развития рисунка. Современный начинающий художник, при обучении искусству рисунка, использует графитовый (графитный) карандаш.
Рис.2. Твёрдость графитовых карандашей
Карандаши бывают с мягкими, средними или твердыми стержнями. Самые мягкие карандаши, например – 8В, 6В, 4В оставляют сильную, тёмную чёрную линию; самые твёрдые, например – 5Н, 2Н оставляют тонкую серую линию; средней мягкости карандаш НВ, оставляет штрих средней яркости.
Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком.
Рис.3. Определенный тон штрихов в зависимости от твёрдости карандаша
Рисунок является первичным, простейшим изобразительным средством, с рисунка начинается изобразительное искусство. Как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики. Графика (греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и очень широкий и многообразный круг печатных художественных произведений: рисунки в журналах и газетах, иллюстрации в книгах, различные гравюры и плакаты, почтовые и денежные знаки, эмблемы и др.