Северодвинская роспись сформировалась в селах по течению реки Северная Двина, объединяя крупные центры народных мастеров в три большие группы. Это Пермогорская, Ракульская, Борецкая росписи, каждую отличает уникальный характер и стиль.
Материалом для росписей являлось дерево или береста. Обычные предметы крестьянского быта (деревянная посуда, прялки, берестяные туеса, лари, шкатулки и сундучки, санки и др.), украшенные народными росписями мастеров Северной Двины, превращались в подлинные произведения искусства. Береста и дерево дают натуральные золотистые оттенки желтых и бежевых тонов для фактурного фона росписи, но некоторые мастера предпочитали основу белить. Северодвинские росписи нарядные, солнечные и яркие. Суровый климат Русского Севера требовал теплых и ярких красок, напоминающих о летних солнечных днях. Радостный декор каждой вещи индивидуален и подчинен форме предмета.
Рис. 1. Прялка. Начало XX века
Северодвинской росписи характерны "ковровые" композиции. Основа пермогорской, ракульской и борецкой росписей – растительные мотивы и сюжетные композиции. Традиционные цвета для северодвинских росписей – красный, зеленый и жёлтый.
Рассмотрим особенности каждого из трех центров мастеров росписи Северной Двины
Пермогорская роспись. Центр художественного промысла – село Пермогорье. Эту роспись часто называют торжественной. Цветовая гамма пермогорской росписи – узоры ярко-красного цвета на белом фоне (основу для росписи выбеливали, затем писали узоры и орнаменты). Как дополнительные в узоре используются жёлтые и зеленые цвета. Тонкий чёрный контур, наносимый гусиным пером, придает четкость яркой и затейливой росписи.
Рис. 2. Бурак. Пермогорская роспись. Середина XIX века
Борецкая роспись. Центр художественного промысла – село Борок. Борецкая роспись очень нарядная, помимо палитры цветов, традиционных для северодвинских росписей, добавляют еще и сусальное золото. Фон обычно белый. Мотивы борецкой росписи составляют веточки с ягодами, трилистники, тюльпаны, розетки, древо, птицы, кони, геометрические орнаменты и сюжетные композиции.
Рис. 3. Бурак. Борецкая роспись. 1823 г.
Ракульская роспись. Центр художественного промысла – в деревнях по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину. Ракульская роспись представлена в основном очень крупным орнаментом с декоративными листьями, кустиками и птицами. Основное место в росписи занимает натуральный жёлтый цвет дерева или бересты, красный цвет росписи сочетается с глубоким зеленым цветом. Чёрным цветом прорисовывают не только контур, но и другие детали-приписки (усики, завитки, прожилки). Особенность ракульской росписи – это сдержанность и строгая цветовая гармония.
Рис. 4. Набируха для ягод. Ракульская роспись. Середина XIX века
Освоим приемы написания основных элементов северодвинской росписи на плоскости бумаги
Мы предлагаем выполнить пять упражнений на освоение элементов росписи и даем советы, рекомендации их роли и взаимосвязи в орнаментальной композиции росписей Северной Двины.
Упражнение 1. Ленточки и бордюры
Учиться мастерству росписи лучше начинать с бордюров и каемки, они как красивая тесьма или кружево придают композиции узора завершенность и структурное единство элементов.
Важно учитывать, что размер каймы или бордюра (модуль) в композиции орнамента не должен быть больше основного рисунка, чтобы не подавить его, не отодвинуть. Бордюр и кайма только подчеркивают звучание главного рисунка росписи.
На плоскости лент и бордюров можно составлять красивые и сложные рамки узоров, но между каждым видом бордюра необходимо писать разделительную монохромную полосу, чтобы смягчать переход.
Выполнить орнаментальные ленточки и бордюры пермогорской росписи очень просто, они строятся из ромбиков, треугольников, дуг с капельками.
Смотрим на представленный образец и выполняем бордюры и ленточные орнаменты по мотивам северодвинской росписи.
Рис.5. Ленточки бордюры
Материалы и инструменты: лист бумаги формат А4, краски гуашевые или акриловые, кисти (белка, колонок) №1, №2, №3, палитра.
Упражнение 2. Углы
Особенно затейливо оформляются и заполняются в пермогорской росписи углы орнаментальных композиций. Но важно помнить, что они выполняют только вспомогательную роль, поэтому не должны быть крупнее и больше главного узора.
Роспись уголков выполняется по схемам, которые могут быть открытыми и закрытыми:
Смотрим на представленный образец и выполняем углы в орнаментальной композиции по мотивам северодвинской росписи.
Рис. 6. Углы
Материалы и инструменты: лист бумаги формат А4, краски гуашевые или акриловые, кисти (белка, колонок) №1, №2, №3, палитра.
Упражнение 3. Приписки
Приписки – это мелкие элементы, которые помогают оформить и заполнить пространство композиции росписи. Листочки, ягодки, "огурчики" - самые мелкие элементы орнаментов. Приписки придают узору нарядность и изысканность.
Выполнять приписки можно одним цветом (чёрным, красным, охрой), можно комбинировать цвета.
Смотрим на представленные образцы и выполняем узоры приписки по мотивам северодвинской росписи.
Рис.7. Приписки
Материалы и инструменты: лист бумаги формат А4, краски гуашевые или акриловые, кисти (белка, колонок) №1, №2, №3, палитра.
Упражнение 4. Цветы
В пермогорской росписи главный цветок – тюльпан. Это обычно самый крупный цветок орнамента, который легко держится на тонкой ножке и является важной деталью композиции.
Смотрим на представленный образец и выполняем цветы по мотивам северодвинской росписи, можно сразу собрать их в орнаментальную композицию.
Рис.8. Цветы
Материалы и инструменты: лист бумаги формат А4, краски гуашевые или акриловые, кисти (белка, колонок) №1, №2, №3, палитра.
Упражнение 5. Птицы
Образы птиц у мастеров Северной Двины были загадочны и интересны. Они писали в своих орнаментах и знакомых им "кутюшек" (так назывались на Северной Двине курочки) и фантастических птиц Сирин.
Смотрим на представленные образцы и пишем птиц по мотивам северодвинской росписи.
Рис. 9. Птицы
Рис. 10. Птица Сирин
Материалы и инструменты: лист бумаги формат А4, краски гуашевые или акриловые, кисти (белка, колонок) №1, №2, №3, палитра.
Выполнив упражнения по написанию элементов северодвинской росписи, вы смело можете приступать к росписи любого изделия по мотивам мастеров Северной Двины.
Рис. 11. Декор изделий по мотивам росписи северодвинских мастеров
Современные мастера, восхищаясь образами, цветовой гаммой и приемами нанесения узоров, бережно чтут многовековые традиции, заложенные искусными мастерами Северной Двины.