Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Принципы формальной композиции: гармония, контраст, симметрия и динамическое равновесие

07 Сен 2025

В современном дизайне и изобразительном искусстве широко используются принципы формальной композиции, которые помогают создавать гармоничные и сбалансированные визуальные решения.

К основным принципам формальной композиции относятся: гармония, контраст, симметрия и динамическое равновесие

  1. Гармония – это согласованность и единство элементов композиции, создающие приятное визуальное впечатление. Гармоничная композиция основана на согласованности форм, цветов, размеров и других характеристик элементов.

  2. Контраст – это противопоставление различных элементов, которое может усилить выразительность композиции. Контраст может быть достигнут за счёт различия в цвете, форме, размере, текстуре и других характеристиках.

  3. Симметрия – это равномерное распределение элементов относительно центральной оси или точки. Симметричная композиция создаёт ощущение порядка и стабильности. Однако симметрия может быть ограничена в использовании, так как иногда требуется более динамичный и выразительный подход.

  4. Динамическое равновесие – это сбалансированность элементов композиции, которая создаёт ощущение движения и энергии. Динамическое равновесие может быть достигнуто за счёт асимметричного распределения элементов, использования диагональных линий и других приёмов.

Понимание и применение этих принципов позволяет дизайнерам и художникам создавать эффективные и эстетически привлекательные визуальные решения, которые соответствуют поставленным задачам.

Основы формальной композиции – это отличная тема для урока, она позволяет заложить основы понимания визуальной гармонии, что пригодится в любом виде искусства и дизайна.

Предлагаем пример урока по данной теме. Уважаемые коллеги, вы можете вносить изменения и добавлять новую информацию.

Тема урока: "Основы формальной композиции. Гармония, контраст, симметрия и динамическое равновесие"

Класс: 7
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Вид урока: урок-творческая мастерская
Цель: сформировать у учащихся представление о формальной композиции как о способе организации элементов в плоскости для достижения выразительности и гармонии.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с базовыми понятиями формальной композиции  (гармония, контраст, симметрия, асимметрия, динамическое равновесие); научить различать их в произведениях искусства и дизайна.
  • Развивающие: развивать чувство гармонии, композиционное мышление, умение анализировать визуальную информацию; формировать навыки работы с абстрактными формами.
  • Воспитательные: воспитывать художественный вкус, аккуратность, способность видеть красоту в простых формах и их сочетаниях.

Оборудование и материалы:
Для учителя: интерактивная доска/проектор, презентация с примерами из искусства (абстракционизм, супрематизм – К. Малевич, П. Мондриан), дизайна (плакаты, логотипы), архитектуры, природы; геометрические фигуры из цветной бумаги (для магнитов или демонстрации).
Для учащихся: листы формата А4 или А3 (белые и цветные), ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик, цветная бумага, чёрный маркер/линер. Возможна гуашь и кисти.

Ход урока:

1. Организационный момент (2-3 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
 Мотивация: сегодня мы не будем рисовать конкретные предметы. Мы будем, как настоящие художники-конструкторы, создавать гармонию из простейших элементов – линий, точек и пятен. Это основа дизайна, архитектуры и других визуальных видов искусства.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Вопрос классу: посмотрите на этот слайд (абстрактная картина, например, Малевич "Чёрный квадрат" или композиция Мондриана). Это искусство? Что вы чувствуете, глядя на неё? Из чего она состоит?
Подводящий диалог о том, что даже простые геометрические фигуры могут вызывать эмоции и ощущения (спокойствие, движение, напряжение, равновесие).

3. Изучение нового материала (15 мин) сопровождается презентацией и наглядными примерами на доске

1.  Что такое формальная композиция?

Формальная композиция – это композиция, построенная на сочетаниях абстрактных элементов (линий, пятен, цветов) и лишённая предметного содержания (без цели изобразить узнаваемый предмет). Её законы – это законы гармонии и равновесия. основная цель формальной композиции – организовать используемые элементы в выразительную и гармоничную композицию, эмоционально и эстетически воздействующую на зрителя.

 2. Гармония и Контраст (два главных принципа)

Гармония – это согласованность, соразмерность, единство частей и целого. Достигается за счет повтора похожих элементов (по форме, размеру, цвету).

Пример: ряд одинаковых колонн, орнамент.

Контраст – это резкое противопоставление элементов (светлое/тёмное, большое/маленькое, гладкое/шершавое, горизонтальное/вертикальное). Контраст создает напряжение, драму, привлекает внимание.

Пример: черный квадрат на белом фоне, высотное здание среди малоэтажной застройки.

 3. Симметрия (статическое равновесие)

Симметрия – это полное тождество, зеркальное повторение частей композиции относительно оси или центра. Вызывает чувство покоя, устойчивости, порядка, но может быть скучной.

Пример: бабочка, фасад классического здания, логотип Mercedes-Benz.

4. Асимметрия и Динамическое равновесие

Асимметрия – отсутствие симметрии. Элементы разные по форме, размеру, расположению.

Динамическое равновесие – это уравновешенность асимметричной композиции за счет правильного распределения визуального веса. Большой светлый объект может уравновешиваться маленьким тёмным, расположенным на другом конце листа.

Пример: работа с весами. Представьте, что на чашах весов лежат разные по весу гири, но рычаг уравновешен за счет их разного расстояния от центра.
 Пример в искусстве: японские гравюры, плакаты, многие современные картины.

4. Практическая работа (15-20 мин)

Задание: создать абстрактную композицию из геометрических фигур. 

Цель: на практике освоить принципы гармонии, контраста и равновесия.

Перед выполнением задания, напомнить обучающимся некоторые приёмы формальной композиции:

  • Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
  • Динамическая композиция – композиция, при которой создаётся впечатление движения и внутренней динамики.
  • Статичная композиция – создаёт впечатление неподвижности, предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей, строится на преобладании горизонтальных элементов.
  • Ритм – чередование каких-либо элементов в определённой последовательности.

Задание на выбор (индивидуально или в группах):

Вариант 1. Композиция на тему "Гармония и Контраст"

  1. Материалы: цветная бумага (2-3 цвета, один из которых – черный или очень темный), белый лист А4, клей, ножницы.
  2. Задача. Вырезать из бумаги несколько одинаковых (гармоничных) геометрических фигур (например, 5-6 кругов или квадратов) и одну контрастную фигуру (другой формы, другого размера и/или другого цвета).
  3. Расположить все фигуры на белом листе так, чтобы:
  •  Гармоничные элементы создавали ощущение единства (повтор).
  •  Контрастный элемент привлекал главное внимание, но при этом вся композиция выглядела уравновешенной (динамическое равновесие).

      4. Наклеить фигуры.

Вариант 2. Симметрия и Асимметрия» (сравнительный анализ в практике)

  1. Разделить лист пополам.
  2. На одной половине создать симметричную композицию из вырезанных геометрических фигур.
  3.  На второй половине создать асимметричную, но динамически уравновешенную композицию из тех же (или похожих) фигур.
  4.  Вопрос для размышления: Какая композиция кажется вам более интересной и почему?

Вариант 3. Графическая композиция "Точка, линия, пятно"

  1. Материалы: белый лист, черный маркер/линер.
  2. Задача: Используя только точки, линии (разной толщины) и одно сплошное черное пятно, создать выразительную асимметричную композицию, находящуюся в динамическом равновесии.
  3. Важно следить, чтобы вся композиция не "заваливалась" в одну сторону.

5. Подведение итогов. Рефлексия (5-7 мин)

Мини-вернисаж: учащиеся выкладывают свои работы на парты и проводят краткий обход, анализируя работы друг друга.
Анализ от учителя: выбрать 2-3 работы и разобрать их, задавая наводящие вопросы:

  •     Где здесь использован контраст?
  •     Эта композиция симметричная или асимметричная?
  •     Чувствуется ли здесь равновесие? За счет чего оно достигнуто?

Выставление оценок за практическую работу и активность.

6. Домашнее задание (2 мин)
Найти в окружающем мире (дома, на улице, в журнале) или в интернете по одному примеру:
    1.  Явной симметрии (например, здание, предмет интерьера).
    2.  Яркого контраста (рекламный плакат, упаковка).
    3.  Динамического равновесия в асимметричной композиции (фотография в журнале, картина).
Сфотографировать или сделать скриншот и кратко объяснить свой выбор на следующем уроке.

Желаем всем интересных и увлекательных уроков!


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 07 Сен 2025 в 10:18
Категория: Урок
Просмотрено 359 раз
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2025 год – Год защитника Отечества

Материалы

Новости: 231
Публикации: 305
Студия дизайна: 27
Изображения: 215
Доп. ресурсы: 19