В современном дизайне и изобразительном искусстве широко используются принципы формальной композиции, которые помогают создавать гармоничные и сбалансированные визуальные решения.
Гармония – это согласованность и единство элементов композиции, создающие приятное визуальное впечатление. Гармоничная композиция основана на согласованности форм, цветов, размеров и других характеристик элементов.
Контраст – это противопоставление различных элементов, которое может усилить выразительность композиции. Контраст может быть достигнут за счёт различия в цвете, форме, размере, текстуре и других характеристиках.
Симметрия – это равномерное распределение элементов относительно центральной оси или точки. Симметричная композиция создаёт ощущение порядка и стабильности. Однако симметрия может быть ограничена в использовании, так как иногда требуется более динамичный и выразительный подход.
Динамическое равновесие – это сбалансированность элементов композиции, которая создаёт ощущение движения и энергии. Динамическое равновесие может быть достигнуто за счёт асимметричного распределения элементов, использования диагональных линий и других приёмов.
Понимание и применение этих принципов позволяет дизайнерам и художникам создавать эффективные и эстетически привлекательные визуальные решения, которые соответствуют поставленным задачам.
Основы формальной композиции – это отличная тема для урока, она позволяет заложить основы понимания визуальной гармонии, что пригодится в любом виде искусства и дизайна.
Предлагаем пример урока по данной теме. Уважаемые коллеги, вы можете вносить изменения и добавлять новую информацию.
Класс: 7
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Вид урока: урок-творческая мастерская
Цель: сформировать у учащихся представление о формальной композиции как о способе организации элементов в плоскости для достижения выразительности и гармонии.
Задачи:
Оборудование и материалы:
Для учителя: интерактивная доска/проектор, презентация с примерами из искусства (абстракционизм, супрематизм – К. Малевич, П. Мондриан), дизайна (плакаты, логотипы), архитектуры, природы; геометрические фигуры из цветной бумаги (для магнитов или демонстрации).
Для учащихся: листы формата А4 или А3 (белые и цветные), ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик, цветная бумага, чёрный маркер/линер. Возможна гуашь и кисти.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Мотивация: сегодня мы не будем рисовать конкретные предметы. Мы будем, как настоящие художники-конструкторы, создавать гармонию из простейших элементов – линий, точек и пятен. Это основа дизайна, архитектуры и других визуальных видов искусства.
Вопрос классу: посмотрите на этот слайд (абстрактная картина, например, Малевич "Чёрный квадрат" или композиция Мондриана). Это искусство? Что вы чувствуете, глядя на неё? Из чего она состоит?
Подводящий диалог о том, что даже простые геометрические фигуры могут вызывать эмоции и ощущения (спокойствие, движение, напряжение, равновесие).
1. Что такое формальная композиция?
Формальная композиция – это композиция, построенная на сочетаниях абстрактных элементов (линий, пятен, цветов) и лишённая предметного содержания (без цели изобразить узнаваемый предмет). Её законы – это законы гармонии и равновесия. основная цель формальной композиции – организовать используемые элементы в выразительную и гармоничную композицию, эмоционально и эстетически воздействующую на зрителя.
2. Гармония и Контраст (два главных принципа)
Гармония – это согласованность, соразмерность, единство частей и целого. Достигается за счет повтора похожих элементов (по форме, размеру, цвету).
Пример: ряд одинаковых колонн, орнамент.
Контраст – это резкое противопоставление элементов (светлое/тёмное, большое/маленькое, гладкое/шершавое, горизонтальное/вертикальное). Контраст создает напряжение, драму, привлекает внимание.
Пример: черный квадрат на белом фоне, высотное здание среди малоэтажной застройки.
3. Симметрия (статическое равновесие)
Симметрия – это полное тождество, зеркальное повторение частей композиции относительно оси или центра. Вызывает чувство покоя, устойчивости, порядка, но может быть скучной.
Пример: бабочка, фасад классического здания, логотип Mercedes-Benz.
4. Асимметрия и Динамическое равновесие
Асимметрия – отсутствие симметрии. Элементы разные по форме, размеру, расположению.
Динамическое равновесие – это уравновешенность асимметричной композиции за счет правильного распределения визуального веса. Большой светлый объект может уравновешиваться маленьким тёмным, расположенным на другом конце листа.
Пример: работа с весами. Представьте, что на чашах весов лежат разные по весу гири, но рычаг уравновешен за счет их разного расстояния от центра.
Пример в искусстве: японские гравюры, плакаты, многие современные картины.
Задание: создать абстрактную композицию из геометрических фигур.
Цель: на практике освоить принципы гармонии, контраста и равновесия.
Перед выполнением задания, напомнить обучающимся некоторые приёмы формальной композиции:
Задание на выбор (индивидуально или в группах):
Вариант 1. Композиция на тему "Гармония и Контраст"
4. Наклеить фигуры.
Вариант 2. Симметрия и Асимметрия» (сравнительный анализ в практике)
Вариант 3. Графическая композиция "Точка, линия, пятно"
Мини-вернисаж: учащиеся выкладывают свои работы на парты и проводят краткий обход, анализируя работы друг друга.
Анализ от учителя: выбрать 2-3 работы и разобрать их, задавая наводящие вопросы:
6. Домашнее задание (2 мин)
Найти в окружающем мире (дома, на улице, в журнале) или в интернете по одному примеру:
1. Явной симметрии (например, здание, предмет интерьера).
2. Яркого контраста (рекламный плакат, упаковка).
3. Динамического равновесия в асимметричной композиции (фотография в журнале, картина).
Сфотографировать или сделать скриншот и кратко объяснить свой выбор на следующем уроке.
Желаем всем интересных и увлекательных уроков!