Сайт образовательно-информационного
сетевого издания «Звуки Красок»

Роль декоративно-прикладного искусства в формировании предметно-пространственной среды

02 Сен 2025

Декоративно-прикладное искусство представляет собой область искусства, в которой эстетические качества предметов сочетаются с их практической значимостью.

ДПИ является важной составляющей частью формирования эстетически и функционально полноценной предметно-пространственной среды. 

Цель урока: показать, что декоративно-прикладное искусство (ДПИ) окружает нас в повседневной жизни, делая её красивее, уютнее и интереснее; раскрыть связь между красотой и пользой.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представление о ДПИ как неотъемлемой части предметной среды человека. Познакомить с видами ДПИ и их практическим назначением.
  • Развивающие: развивать ассоциативное мышление, умение анализировать предметы окружающего мира, видеть в них единство функции и декора (украшения).
  • Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, уважение к труду мастеров и народным традициям.

Оборудование: презентация с изображениями предметов ДПИ (посуда, мебель, ковры, витражи, игрушки, текстиль), реальные предметы быта (расписная тарелка, расшитая салфетка, матрешка и т.д.), материалы для творческой работы (бумага, карандаши, фломастеры, краски).

Содержание урока:

1. Организационный момент (2-3 мин)
 Приветствие. Настрой на работу.

2. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа с классом: посмотрите вокруг себя. Что нас окружает? (столы, стулья, окна, одежда, посуда). Все эти вещи нужны нам для жизни. Как вы думаете, важно, чтобы эти вещи были просто удобными или чтобы они ещё и радовали глаз? Приведите примеры красивых вещей, которые вас окружают дома.

3. Объяснение новой темы (15 мин)
    Большинство вещей вокруг нас выполняют две роли: они полезные (имеют функцию) и красивые (украшают нашу жизнь). Искусство создавать красивые, художественно оформленные вещи, которые мы используем в быту, называется декоративно-прикладным искусством (ДПИ). Слово «декор» означает «украшение», а «прикладное» – значит, что это искусство применено к конкретным вещам».

Основные понятия темы:

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – вид искусства, произведения которого сочетают в себе художественную ценность и практическое применение в быту.
Предметная среда – всё, что окружает человека в повседневной жизни: мебель, посуда, одежда, украшения интерьера.
Узор – рисунок, составленный из сочетаний линий, красок, теней.
Орнамент – особый вид узора, построенный на ритмичном чередовании геометрических или изобразительных элементов (растительных, животных).
Народные промыслы – формы ДПИ, сложившиеся в определенной местности на основе традиций (например, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка).
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения.

Роль ДПИ в жизни человека:

  • украшает наш быт (расписные сервизы, резная мебель, узорные ковры);
  • создаёт гармоничную атмосферу, настроение и уют (яркий текстиль, витраж в окне, новогодние игрушки);
  • сохраняет культурное наследие, рассказывает о традициях и культуре (народные костюмы, гжель, хохлома – это «визитная карточка» страны);
  • превращает обычную вещь в уникальную, развивает эстетическое восприятие и творческие способности у человека (ручная роспись, вышивка).

4. Закрепление. Игра "Найди декоративно-прикладное искусство" (5 мин)
Посмотреть по кабинету и назвать предметы, которые можно отнести к ДПИ (рамки для картин, орнаменты на шторах, роспись на пенале и т.д.).

5. Творческое задание (10-12 мин)
"Дизайнер предметной среды"

Придумай и нарисуй эскиз предмета быта, который будет не только полезным, но и красивым. Распиши его узором или орнаментом.

Варианты на выбор:

  • Тарелка или чашка. Укрась её традиционным русским орнаментом (ягоды, листья, цветы) или придумай свой собственный узор.
  • Футболка или сумка. Придумай для них яркий и смелый орнамент или узор по мотивам народных росписей.
  • Светильник или абажур. Изобрази рисунок узора, учитывая форму предмета.
  • Коврик или салфетка. Создай свой орнамент (геометрический, растительный или комбинированный).

Что нужно сделать:
1.  Выбери предмет.
2.  Легкими линиями набросай его форму на листе бумаги.
3.  Продумай, какой узор или орнамент будет его украшать.
4.  Аккуратно и красочно раскрась свой эскиз.

Критерии оценивания творческой работы:

  • Соответствие теме (работа действительно является эскизом предмета быта - посуда, текстиль и т.д.) – 2 балла.
  • Оригинальность идеи (узор или дизайн придуман самостоятельно, а не просто скопирован) – 2 балла.
  • Качество исполнения (рисунок аккуратный, линии четкие, нет лишних помарок) – 2 балла.
  • Художественное оформление  (узор/орнамент гармонично сочетается с формой предмета, подобран удачный цвет).
  • Старание и аккуратность (видно, что работа выполнена с душой и приложены усилия) – 2 балла.

Итого: 10 баллов

Шкала перевода в оценку:

  • 10-9 баллов — «5» (отлично)
  • 8-7 баллов — «4» (хорошо)
  • 6-5 баллов — «3» (удовлетворительно)
  • Менее 5 баллов — «2» (неудовлетворительно) с возможностью доработать.

6. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
Краткий опрос: Какую роль играет ДПИ в нашей жизни?
Выставка готовых работ и их краткое обсуждение.
Вывод: Декоративно-прикладное искусство – делает нашу жизнь ярче и наполняет радостью. Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в формировании предметно-пространственной среды, создавая гармоничное и функциональное окружение, которое способствует развитию личности и сохранению культурных традиций.


Автор публикации
...
Логин: ...
Группа: ...
Статус: ...
О публикации
Дата добавления: 02 Сен 2025 в 19:23
Категория: Урок
Просмотрено 243 раза
Комментирование отключено

Категории раздела

Актуальное

2025 год – Год защитника Отечества

Материалы

Новости: 231
Публикации: 304
Студия дизайна: 27
Изображения: 215
Доп. ресурсы: 21