История русской избы отражает характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы и традиции многих поколений.
Плотницкое искусство на Руси очень древнее, до конца XIX века дерево являлось единственным строительным материалом для основного населения, все постройки на Руси в средние века были деревянными (срубными). Позднее у бояр и князей появляются каменные дома.
Селения, строившиеся из дерева называли деревни (от слова дерево), а некоторые имели и названия древесных пород (Ельни, Березняки, Дубовки и др.). Жилище, расположенное в деревне или в селе, называли избой (деревянный срубной бревенчатый жилой дом). Во внешнем облике построек и организации внутреннего пространства отражались особенности природно-климатических условий и местные традиции. Строительный лес заготавливали поздней осенью и зимой, древесина становилась сухой, меньше трескалась. Особое предпочтение отдавали мастера сосне, обладающей наибольшей плотностью. Деревянное жилище состояло из двух помещений (холодных сеней и одной теплой части), вся мебель была встроенной (полати, лавки). Сени строились чтобы сохранить тепло в доме, отделяя жилую зону от улицы, здесь хранились необходимые вещи и продукты питания. Планировка жилого помещения полностью зависела от положения печи:
Когда изба топилась по-черному, в ней устанавливали волоковые окна высотой в одно бревно, которые задвигались затворкой (заволакивались). На стене такие оконца имели треугольное расположение: левое – размещалось у красного угла (бросая свет на обеденный стол), правое – напротив посудного полавника и устья печи (топливника), в среднее приподнятое окно выходил дым. Стену с такими окнами выводили на юг, юго-запад или юго-восток (чтобы обеспечить освещение солнцем внутреннего пространства дома). Дополнительные окна делали и в других стенах. И только позже в устройстве дома появляется русская печь с трубой. Полы в избах были земляные, но со временем их стали укладывать досками.
Начиная с XVI века появляются избы пятистенки (усложненного типа), где сруб делился пятой стеной на два жилых помещения, а иногда и многокомнатные помещения с подвижной мебелью. Затем появляется трехчастная планировка, где в центре – холодные сени с выходом наружу, по одну сторону сеней – теплая жилая комната (изба), по другую – холодное помещение (горница) для хранения домашнего имущества и ночлега в теплое время года.
Длина и ширина постройки ограничивались длинной бревен, но высоту можно было увеличивать. "Хоромами" на Руси называли систему клетей с башнями-"повалушками", соединенных сенями и переходами. Интересные системы крылец и нарядная резьба украшали трехэтажные хоромы. Стены в горницах делали "выскобленные" – гладкие, вдоль стен встраивали лавки с подборами и опушкой – резным подзором, над ними лавки-полавочники, двери устанавливались на косяках, т. е. с рамами – ободверинами. Верхние горницы, наиболее высокие были парадными помещениями, были двухэтажные дома и дома с подклетами, но в основном жилища строили одноэтажными.
Плотник еще в те времена обладал богатым арсеналом строительных приемов. При возведении сруба и укладки венцов первоначально в бревне рубили "чашку", в которую укладывали другое бревно и так дальше...Такое соединение бревен было устойчивым и прочным, гвозди при этом не использовались. Коваными гвоздями крепили дранку на крышах изб и приколачивали наличники.
Бревна для венцов вплоть до XIX века рубили топорами, распиловочный инструмент не использовали. Поэтому на Руси слово "рубить" означало строить. Сложным и трудоемким делом была выработка теса – досок. Тес шел на кровлю, он бережно расходовался и ценился. Дома при таких крышах считались богатыми. Доски использовались для наличников окон, которые мастер тщательно украшал резьбой, наносил рельефный узор – такая резьба называется "глухой". В мотивах узоров – изображения солнца – символ жизни, источник радости света и тепла.