Одними из первых технику кьяроскуро начали использовать великие мастера периода Раннего Возрождения и периода Высокого Возрождения, создавая уникальные эффекты и особое восприятие живописных изображений.
Кьяроскуро (от итал. «chiaro» и «scuro» – «свет» и «тень») – живописный прием, используемый для передачи резких светотеневых контрастов; техника затемнения, используемая для придания объёма трёхмерным объектам.
Мастера эпохи Возрождения в своих работах использовали кьяроскуро для передачи резких линий и контуров изображений, противопоставляя свет и тень; управляя тенями, изображали освещение объектов, создавая иллюзию трёхмерных форм.
Томмазо Мозаччо, настоящее имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401–1428 гг.) – великий гений и реформатор живописи Раннего Возрождения, знаменитый итальянский художник первой половины XV века, живописец и мастер фресок.
«Триптих Сан Джовенале» (1422 г.) – первое произведение 20-летнего художника, которое отличается удивительной объемностью изображения, ранее не существовавшей в итальянской живописи.
Томмазо Мозаччо, «Триптих Сан Джовенале», 1422 г.
Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) – величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер живописи. гениальный изобретатель, учёный и мыслитель.
«Дама с горностаем» (1490 г.) – сложная символика произведения, новаторское изображение героини с поворотом тела на три четверти, а не в профиль, игра света и тени.
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1490 г.
Техника кьяроскуро в эпоху Возрождения служила для создания сцен безмятежности и покоя в большинстве религиозных картин. В более позднее время, кьяроскуро использовали художники для более драматического эффекта в своих произведениях.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) – знаменитый итальянский художник конца XVI – начала XVII века, выдающийся мастер религиозного и бытового жанров, крупнейший реформатор европейской живописи эпохи Барокко. Работы великого мастера отличает контрастное противопоставление света и тени и сильное эмоциональное напряжение.
«Ужин в Эммаусе» (1606 г.) – именно в этой картине впервые появилась знаменитая тень Караваджо, которая послужила точкой отсчета для формирования нового направления в живописи – караваджизма (Караваджо стал родоначальником метода, названного в его честь). Мрачные тени и лучи яркого света усиливали эмоциональное напряжение и эффект глубины в его картинах. Последователи Караваджо (караваджисты), также как и он, создавали преувеличенные светотеневые эффекты.
Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1606 г.
К XVII веку термин «кьяроскуро» использовали по отношению к любой картине, где были сильные перепады света и тени.
В чём разница кьяроскуро и сфумато? Кьяроскуро – совместное использование света и тени с резкими линиями и контурами; сфумато – постепенный тональный переход от светлого к тёмному «без линий или границ, как дым».