Сфумато – особый живописный прием, разработанный Леонардо да Винчи (особая манера смешивания красок, мягкость моделировки, плавность тональных переходов, размытость контуров и переходов).
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) – гениальный итальянский художник, архитектор, учёный, изобретатель, инженер, писатель, музыкант, яркий пример «универсального человека».
Примеры эффекта сфумато в величайших полотнах Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи. "Мона Лиза" или "Джоконда" (с.1503)
Леонардо да Винчи. "Дева в скалах" (1483 – 1455)
Слово «сфумато» происходит от итальянского «fumo» – «дым». В технике сфумато нет четких контуров и резких переходов от светлого к тёмному. Тональные переходы наносятся мягко и деликатно, тончайшими оттенками.
Леонардо да Винчи описывал сфумато как смешение цветов «без линий и границ, как дым». Визуально это, как будто между зрителем и картиной помещена пелена дыма, смягчающая яркие пятна и осветляющая тёмные, создающая мягкий переход между разными тонами. Сфумато – едва уловимая дымка, окутывающая изображение, смягчающая контуры и тени. Леонардо обратился к этой технике в конце XV века, она отличалась от большинства работ того времени, построенных на тональных контрастах. мягкие незаметные переходы от светлого к тёмному особенно хорошо подходят для проработки черт лица, складок одежды, атмосферных эффектов заднего плана.
В ходе научных экспериментов Леонардо установил, что при недостатке света зрачок расширяется и в этот момент глаза видят больше полутонов. Он использовал это свойство зрения и старался писать свои картины перед закатом, достигая более тонких световых эффектов, накладывая слои прозрачной краски и используя технику лессировок.
Сфумато – один из методов, разработанных в эпоху Возрождения. Известны еще три уникальных живописных метода этого периода, о которых мы расскажем в следующих публикациях: